По итогам первого полугодия 2023 года «Русагротранс» (входит в «Деметра-Холдинг») перевёз по ж/д на экспорт рекордный объём зерна – более 5 млн тонн. Объём перевозок аграрных грузов в вагонах под управлением компании стал самым высоким за последние 11 лет – 7,9 млн тонн.
Рекорд по экспортным перевозкам был поставлен за счёт отгрузок на терминалы Новороссийска – 3,8 млн тонн, в порт Тамань – 0,27 млн тонн, а также в Казахстан и Киргизию – 0,36 млн тонн. Среди растущих направлений – перевозки зерна в порт «Высоцк» (Ленинградская обл.), куда с апреля текущего года поставлено 138 тыс. тонн пшеницы из России и Казахстана.
В первом полугодии было осуществлено 1 230 маршрутных отправок, в том числе на порты Чёрного моря, Балтики и сухопутные погранпереходы c Китаем. Общий объём перевезённых таким образом зерновых грузов превысил 2,8 млн тонн. Для сравнения, за весь 2022 год было организовано 910 маршрутных отправок общим объёмом 2 млн тонн. Маршрутизация позволяет повысить эффективность всех участников перевозочного процесса, нивелировать негативный эффект от недостаточной пропускной способности ж/д сети в условиях высоких урожаев зерновых и ухудшения срока оборачиваемости грузовых вагонов, обеспечить прогнозируемость срока доставки.
Внутренние перевозки зерна и прочих аграрных грузов в январе–июне составили 1,3 млн тонн, что ниже, чем в предыдущие годы. На фоне рекордного урожая регионы в значительной степени обеспечивают себя сами и поставки железнодорожным транспортом на длинные расстояния оказываются менее востребованы. Более 64% внутренних перевозок зерна «Русагротранс» осуществлял в адрес зерноперерабатывающих и зернопотребляющих предприятий Центра и Северо-Запада. До 17% перевозок шли в Приволжье, а 9% на Урал.
Алексей Барбариуш, управляющий директор «Русагротранс»:
«За последние пять лет в России существенно вырос валовый сбор зерновых – практически каждый сезон становится рекордным или близким к нему по урожаю, причём рост производства отмечается во всех без исключения регионах страны. Высокий экспортный потенциал и повышенный мировой спрос на российское зерно стимулирует рост его вывоза всеми видами транспорта, включая железнодорожный. При этом, результат «Русагротранса» в части перевозок на экспорт мог бы быть гораздо выше, но сказались текущие сложности с оборотом вагонов-зерновозов на сети. В планах на второе полугодие – дальнейшее развитие маршрутных отправок, как эффективного инструмента вывоза больших объёмов аграрных грузов и сокращения времени в пути».